Эссе

«Я – учитель»

Новый год - это мой любимый семейный праздник. Каждый год вся наша дружная семья собирается вместе. В этом году к нам приехали мои родственники: брат с невесткой, племянница вместе с детьми.

В воскресенье вечером вместе с детьми украсили ёлку разноцветными шарами, снежинками и повесили обязательный атрибут - гирлянду. Дом сверкает, пахнет мандаринами и елкой … Настроение сразу поднялось и почувствовалось приближение праздника. Недаром говорят в народе: «Семья вместе, так и душа на месте». Действительно, всем нам хорошо, уютно и спокойно.

Девочки предложили мне вместе собрать пазл – мозайку. За этим занятием, я и не заметила, как задумалась…

Наша жизнь тоже подобна пазлу. Судьба каждого человека складывается из отдельных кусочков (элементов) различной формы. На сегодняшний день я – мама двоих детей, любимая жена и счастливая учительница. Ведь я очень люблю свою работу и с удовольствием отправляюсь в школу каждое утро. Эта целостная картина, сложилась благодаря многим обстоятельствам. Когда человек счастлив? Когда у него здоровые родные и любимая работа, где можно реализовать свои способности.

Самый важный первый пазл из моей жизни – люди, повлиявшие на мой выбор профессии. В первую очередь, это моя первая учительница – Сулейманова Мунира Разиновна. Окончив восьмой класс, я поступила в Белебеевское педагогическое училище. «Почему именно туда?» - спросите вы. Да потому, что мой кумир, идеал - Мунира Разиновна тоже обучалась в этом же учебном заведении. Её сияющие добротой глаза, нужные и мудрые советы, «материнская» любовь, вера в то, что я смогу, одолею, добьюсь – подкрепили во мне любовь к профессии учителя. Она поддержала меня в моём выборе. Я очень хотела быть похожей на неё, стать достойной её заменой! После окончания, с дипломом на руках, я пришла в Иликовскую среднюю школу. К великому счастью, Мунира Разиновна с первых дней моей учительской работы стала мне опорой и поддержкой. Спасибо Вам, мой первый учитель!

Мне вспомнилась притча, как однажды ученики спросили у своего учителя какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Сначала я пробуждаю в вас жажду знаний, которая заставляет вас заняться поисками источника. Затем, когда вы отчаиваетесь, я показываю вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Я подаю вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал учитель, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту.

Именно, мой любимый наставник пробудил во мне жажду к знаниям, подтолкнул меня к поиску источника знаний – выбору педагогической профессии и своим примером воспитал во мне человечность и доброту.

Следующий пазл из моей жизни – это люди, показавшие мне, что желаемое может быть совсем рядом, главное, не останавливаться на достигнутом. Это знаменитые люди, которые украшают литературную карту Кушнаренковского района. На сегодняшний день это 27 авторов, которые составляют гордость земли кушнаренковской. Ее писатели и поэты известны в республике и за ее пределами. Здесь начали свой творческий путь башкирские писатели Хасан Мухтар, Аниса Хаматдинова, Фазыл Хабир, который геройски погиб на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 году, Файзи Валиев. Известный языковед, этнограф, географ, историк, прекрасный педагог, народный учитель Закир Шакиров написал первые у башкир учебники родного языка и принимал живейшее участие в создании башкирской письменности. На этой земле родилась народная артистка Башкирии, заслуженная артистка РСФСР, поэтесса Рагида Янбулатова. Здесь родились и выросли народный поэт Татарстана Радиф Гаташ (Радиф Гатауллин) и его родной брат, поэт Рашит Гатауллин. В русской поэзии нашла достойное место поэтесса из села Кушнаренково Лира Абдуллина. Профессор кафедры русской литературы в БГПУ им.М.Акмуллы Александр Михайлович Шуралев также является выходцем из Кушнаренковской земли. Это люди, добившиеся всего своим трудом, которые всю жизнь находятся в творческом поиске. Благодаря их примеру, я не останавливаюсь на достигнутом, веду активный образ жизни, пишу, творю.

Третий пазл – это моя любовь к чтению. С тех пор, как себя помню, я читала. Читала захлёбываясь, всё, что попадется под руку. Незабываемый след в моем сердце оставили рассказы про учителей: «Зимний дуб» Юрия Нагибина, «Уроки французского» Валентина Распутина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Фанзиля Искандера, «Песчаная учительница» Андрея Платонова и т.д. Читая книги, особенно, художественную литературу, человек проживает несколько жизней одновременно. Каждый герой каждой прочитанной книги оставляет в душе частицу самого себя. В результате, читающий видит реальность не «однобоко», а сразу с нескольких сторон. Моё воображение рисовало образ учителя: всесторонне образованного, обладающего богатейшим внутренним миром, мудрого человека с умными и добрыми глазами, с мягким, глубоким, завораживающим голосом, который хочется слышать вновь и вновь… Взгляд на чужую жизнь со стороны позволяет увидеть собственные достоинства и недостатки. Я считаю, что учитель должен постоянно совершенствоваться, повышать свою квалификацию.

Следующий пазл, повернувший русло моей жизни на 180 градусов – это осознание того, что на сегодняшний день самая нужная профессия является трудом благородным, но не благодарным. Создается непопулярный имидж учителя, как профессии непрестижной, малооплачиваемой, довольно трудной и нервной. Молодые педагоги - явление в школе редкое. Ежегодно педвузы выпускают дипломированных специалистов, но для большинства из них знакомство со школой заканчивается практикой. Наиболее сильные и амбициозные студенты немедленно по окончании вуза начинают искать другую работу.

Не спорю, что отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.

Пора повысить статус учителя, чтобы восстановить уважение к учителю, которое было утрачено нашим обществом! Чтобы снова перед лицом бескорыстных и преданных своему делу педагогов, люди «снимали шапки»…

Девочки прикрепили последний пазл мозайки и перед нами появилась целостная картина пеликана с птенцами - это символ учительского самоотверженного труда.

Я очень надеюсь, что будет ещё огромное количество вот таких семейных вечеров, когда не надо задавать себе вопросов, не надо кем-то казаться, а можно просто быть друг с другом, слушать дыхание, чувствовать биение сердца и умиротворённо уноситься в мир грёз.